Педагогическая копилка

Планирование образовательного процесса в условиях реализации учебной программы дошкольного образования (рекомендации для педагогов)

Повышение качества образования является комплексной задачей развития системы дошкольного образования. Качество дошкольного образования предусматривает результативность образования, степень достижения приоритетных направлений и задач дошкольного образования, их соответствие государственным и нормативным требованиям. 

Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей.

Достижению желаемого уровня развития детей способствует правильная организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.

Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний:

  • учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов,
  • основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса,
  • дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на детей посредством разных видов организованной, совместной и самостоятельной деятельности,
  • нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

 Организация образовательного процесса должна отвечать ряду требований:

- соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов;

- быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования;

- соответствовать условиям реализации основной функции конкретно учреждения дошкольного образования (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др.), отражать специфику учреждения дошкольного образования;

- соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др.

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.

 Необходимо помнить, что организация образовательного процесса должна включать оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной (регламентированной) и нерегламентированной деятельности. 

План реализации образовательного процесса может включать

следующие структурные компоненты:

  1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год.
  2. Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого­педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс).

В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКСДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания воспитанников, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

  1. Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом).
  2. Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
  3. Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).
  4. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования.
  5. Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметнаяв группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Пашковская И.М.

свернуть

"Сюжетные музыкальные игры"

Музыкально-сюжетные игры дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитании волевых и нравственных черт характера, координацию движений, быстроты реакции, ловкости.

Этапы руководства сюжетной игрой                                                                

Подготовительный

(обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды)

Основной этап

(начало, ход, конец игры, педагог использует прямые и косвенные приёмы)

Участие педагога в игре

(совет, напоминание)

Характеристики

музыкально-сюжетной игры

-её суверенность;

-автономность;

-свобода;

-эксперементальность;

-творчество;

-наличие высокого эмоционального

 напряжения;

-самобытность

Основные особенности сюжетно-музыкальной игры

- Соблюдение правил.

- Развитие речи.

- Развивает воображение и творчество. 

- В ходе музыкально-сюжетных игр

   происходит развитие интеллекта

   дошкольника.                             

- В музыкально-сюжетной игре

   развивается воображение и творчество.

- Эмоциональное развитие ребёнка.

Музыкально-сюжетные игры

  1. «Смелый капитан»

Оснащение.

Для игры подбирают музыкальное произведение, передающее контрастные настроения моря. Например, Н. А. Римский-Корсаков. Вступление к опере «Садко» «Море». Портрет Н. А. Римского-Корсакова. Плоскостные разноцветные кораблики (большой, средний, маленький-по одному на каждого ребёнка)

Игровые правила.

Играющие держат кораблики за основание. В соответствии с музыкой в танцевальных импровизациях дети представляют образ корабля, плывущего по волнам. Побеждают корабли, передавшие динамику и характер музыки наиболее выразительно.

  1. «Давайте познакомимся»

Оснащение.

Плоскостные кораблики: большие, средние, маленькие по 1 на каждого ребёнка. Мелодия «ЖДУ»

Игровые правила.

Играющие с корабликами в руках свободно стоят в зале. Водящий (педагог) двигается между «корабликами» и поёт песню «ЖДУ» С окончанием пения водящий останавливается и дотрагивается до того ребёнка, возле которого остановился. Тот пропевает придуманное название своего корабля на высоте, соответствующей его размеру. Правильно пропевший ребёнок становится водящим.

  1. «Незабываемая встреча».

Оснащение.

Те же плоскостные кораблики. Слайд-фильм «Незабываемая встреча» (о городах, странах, птицах и животных разных стран) или альбом той же тематики. Пьеса или фрагменты различных музыкальных произведений, созвучные образам слайд-фильма. Э. Григ «Утро». «Куда плывёшь, кораблик?»

Игровые правила.

Дети свободно стоят и держат в руках кораблики. Водящий поёт «Куда плывёшь, кораблик?»  Ребёнок, чьё имя он пропел, исполняет сочинённую песенку о своём путешествии. Капитан, быстро 

пропевший ответ, становится водящим, а водящий занимает место среди играющих.

  1. «Составь оркестр»

Детская симфония Ф. Й. Гайдн 1 часть фрагмент. Портрет Ф.Й.Гайдн. Карточки с изображением инструментов симфонического и детского оркестра.

Игровые правила. Выбирают дирижёра, остальные дети делятся на две команды. По жребию или желанию команды определяют вид оркестра, который они будут составлять, и берут соответствующие карточки. По сигналу дирижёра включается музыка и команды, одновременно с музыкой, определяют прозвучавшие музыкальные инструменты своего оркестра и выкладывают карточками его состав.  

Подготовил: музыкальный руководитель Бородако М.Э.

 

свернуть

"Формы и методы ознакомления детей с природой"

Такие важные маленькие слова - предлоги

Предлоги – служебные слова, уточняющие грамматические значения падежных форм. Они употребляются только с косвенными падежами, предложный падеж без предлогов вообще не употребляется, потому так важно научить детей дошкольного возраста правильно употреблять предлоги в своей речи.

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Предлоги

Именительный

есть

кто, что?

 

Родительный

нет

кого, чего?

без, у, от, до, из, около, возле, для

Дательный

рад

кому, чему?

к, по

Винительный

вижу

кого, чего?

на, за, под, в, через, про

Творительный

Любуюсь

кем, чем?

над, за, под, в, через, про

Предложный

Говорю

о ком, о чем?

в, об, о, на, при

Работа над правильным употреблением предлогов

        Прежде всего, важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Детям постепенно объясняют что на – это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); в – это означает внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); под – внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом); над – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над, столом, над тумбочкой, над шкафом); около – рядом с чем-то со столом, с тумбочкой, со шкафом; за – как бы спрятано позади чего-то (позади стола, тумбочки шкафа); перед – впереди чего-то (впереди стола, тумбочки, шкафа). Все это конечно объясняется не в один прием.

        Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Вовлекаем в это самих детей. Например, предлог в  – входим в спальню (где находимся? – внутри помещения в спальне); предлог на – встаем на стульчики (где находимся? – на стульчике); предлог  под – прячемся под стол; над – играем с птичкой, она порхает у детей над головой и т.д.

        Затем играем с игрушками, создавая ситуацию, когда мишке нужно спрятаться в берлоге, забраться на дерево, спрятаться под кустом. Предлагаем детям кубик и шар и с этими предметами играем в "маленькое слово", так подводим детей к модели предлога. Также работаем по картинкам, ребенок изображает ту модель, которая соответствует значению употребленного там предлога. При этом ребенок видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов (белка в дупле и кружочек в квадрате, то есть то и другое внутри; птица на ветке и кружок на квадрате, то есть одно и другое на поверхности и т. д.)

        Чтобы выяснить, насколько ребенок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить такие поручения: положи книгу на стол, в тумбочку, на подоконник, и т.д. В ходе этих упражнений ребенок отвечает на вопросы, стремясь при этом правильно употребить в своей речи предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных употребленных с одним и тем же предлогом (на столе, но на полу).

        Потом переходим к схеме предложения, где детям объясняется, что "маленькие слова" могут быть в начале предложения или в середине.

Дети самостоятельно составляют предложения с заданным "маленьким словом". Выделяют его на слух. Затем переходим к развитию у детей навыков дифференцированного употребления изученных предлогов, использовав игровой момент с "лучиком" (в, из, на, по, с, над). Этот лучик непоседа и скользит по разным предметам, лучик хороший помощник при изучении предлогов движения (с, со, из-под, из-за, через, к от). Пока мы говорим только о так называемых пространственных предлогах, значение которых можно объяснить достаточно наглядно. Но постепенно в упражнения нужно включать и другие предлоги, упражняя ребенка в правильности употребления при этом окончаний имен существительных. Например, ребенку предлагается ответить на вопросы о том, с чем можно пить чай (с пряником, с конфетами, с сахаром), с чем можно сделать бутерброд (с сыром, с маслом), из чего можно сделать игрушки (из дерева, картона, меха). При обучении используются картинки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волина В. Веселая грамматика
  2. Парамонов Л.Г. Говори и пиши правильно
  3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми
  4. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений

Подготовил: учитель-дефектолог Король Н.А.

свернуть

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитатель

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. Протоколы родительских собраний.

3. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования.

4. Сведения о родителях и воспитанниках.

5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных моментов и образовательного процесса.

Музыкальный руководитель

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. План проведения музыкальных развлечений.

Руководитель физического воспитания

1. План образовательного процесса с воспитанниками.

2. Планы проведения физкультурных досугов (праздников, дней здоровья).

Социально­педагогическая и психологическая служба учреждения дошкольного образования

1. План работы СППС учреждения дошкольного образования на год.

2. Графики работы специалистов СППС учреждения дошкольного образования.

3. Социально­педагогическая характеристика учреждения дошкольного образования.

4. Материалы по организации и оказанию помощи воспитанникам, их законным представителям (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания воспитанников и др.).

5. Отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально­педагогической и психологической помощи воспитанникам, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

6. Аналитический отчет о работе СППС учреждения образования за год.

7. Журнал учета консультаций участников образовательного процесса.

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Пашковская И.М.

свернуть

«Культура питания в дошкольном учреждении»

ЭТИКЕТ-это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1.Как сидеть за столом, как вести застольную беседу и что нельзя делать за столом.

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

  • не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,
  • не говорить пока во рту пища.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.  Взрослые (помощник воспитателя и педагог) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились). Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.  Если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание .Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

 

2.Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку.

Ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом. На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать. Начиная со второй половины года во 2 младшей группе приучать детей пользоваться вилкой, в средней группе - пользоваться ножом. Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке. Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью.  Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Сосиски, сардельки в младшей группе подавать в разрезанном виде, с 4 до 7 лет  дети разрезают их сами. Также подавать в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками; макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом ; ягоды в компоте – чайной ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в стакане не оставляют; хлеб не откусывают, а отламывают руками, суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска, правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Хлеб надо класть на середину стола в хлебницы, нарезав его на небольшие куски (20—25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз.. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники  ставить на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним,  пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в рук, чай пьют как обычно)

  • Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. Бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую.
  • Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.
  • Бокал без ручки, стакан берут ниже к донышку.

СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

          В группах раннего возраста продукты выдаются порционно. На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд. Первое блюдо подаётся каждому ребёнку отдельно, по мере съедания первого подаётся второе.

- Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

 - Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол.

- После еды не выпускайте малыша из-за  стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками - они всегда должны быть на столе.

- Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

В дошкольных группах стол сервируется так:

ЗАВТРАК - на середину ставят хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки (в зависимости от блюда). Вилка - с левой стороны, нож - справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола.

 ОБЕД -  стол сервируют так же, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Дежурные разносят тарелки с салатом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата, помощник воспитателя разливает суп, разносить помогает воспитатель. Дежурные к этому процессу не допускаются. Категорически запрещается оставлять использованную посуду, во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают помощник воспитателя и дежурные дети. Второе блюдо подают по мере съедания первого, помогает разносить воспитатель и помощник воспитателя. Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола, дежурные их убирают, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ПОЛДНИК -  стол сервируют так же, как и к завтраку.

УЖИН – стол сервируют также, как и к завтраку.

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Пашковская И.М.

свернуть