Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра.
Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов: величину, форму, цвет; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное. Поэтому рекомендуется повторять игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением. Дидактические игры учат детей сравнивать предметы, находить их связи, анализировать, наблюдать и узнавать о внешнем мире. К тому же ребенок усталости от занятий чувствовать не будет, наоборот они принесут ему радость. Игра – это определенный процесс, в котором с предметами происходят действия, приближенные к реальной жизни. При помощи дидактической игры ребенка можно обучать определению цветов, изучению букв, цифр, запоминанию названия продуктов, животных и многому другому.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон родителей вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Вот несколько вариантов игр, в которые родители смогут вовлечь своих детей, одновременно что-то приготавливая на кухне:
«Помогаю маме»
Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Предложите ребенку перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь, потренирует свои пальчики, запомнит названия крупы.
«Давай искать на кухне слова»
А вот и коробочка (мешочек, в которую мы будем их складывать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
«Красивые узоры»
Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры, называя цвет и форму.
«Волшебные палочки»
Дайте ребенку счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы или узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
«Чьи эти вещи?»
Научить различать принадлежность вещей для взрослых и детей. Взрослый показывает предмет задает вопросы, а ребенок старается дать правильный ответ. Взрослому нужно узнать, чьи эти вещи: мамины, папины, дедушкины, бабушкины, Колины, Машины и т. д. Например: «Чье это платье?» - мамино и т. д.
По дороге в садик или домой, можно организовать словесные игры с ребёнком:
- Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот дерево – оно высокое. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
- Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.
- Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п. Ну а вечером, когда семья будет вместе, можно применить дидактические игры с предметами (игрушками) или настольно-печатные игры: «Кто где живёт?», «Что где растёт?», «Лото», «Чудесный мешочек».
Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. Такие игры способствуют накоплению и расширению словаря, развитию артикуляционной моторики. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению затруднений в умственной и нравственной их деятельности.
Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Список используемой литературы:
- Е.А.Панько «Игра в жизни дошкольника», 2012г.
Подготовил: воспитатель дошкольного образования Шевелёва Т.Г.