Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь

Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье

Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?

Мотивы проблемного поведения детей: 

  1. Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого. 
  2. Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор. 
  3. Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо. 
  4. Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

 При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!  Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
свернуть

Почему нельзя кричать на детей?

7 веских причин, почему никогда не стоит кричать

На детей - последствия необратимы

 

Если Вы хотите быть хорошими родителями, никогда не совершайте подобных ошибок.

1. Из-за криков у ребенка может возникнуть психологическая травма

Психологи пришли к выводу, что если родители часто кричали на ребенка в детстве, в подростковом возрасте у него может возникнуть глубокая депрессией. Из-за детской травмы у таких подростков есть сложности с самооценкой, они склонны лгать взрослым по любому поводу и не готовы рассказывать о своих проблемах даже в самых тяжелых ситуациях.

2. Крик показывает беспомощность родителя

Психологически устойчивый человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта вряд ли будет срываться на маленького ребенка. Скорее он выйдет из комнаты, переведет дух и только потом объяснит, что так делать нельзя. Крик же говорит только о том, что мама или папа не знают, что делать в данной ситуации и не могут найти в себе силы, чтобы сдержаться.

3. Крик не помогает воспитанию

Он вызывает у ребенка только чувства обиды и беспомощности. Добиться искренних слов извинения и признания ошибок после конфликта, который проходил на повышенных тонах, вряд ли удастся.

4. Крик приводит к агрессии

Не секрет, что дети зеркалят поведение родителей. Но кричать или бить в ответ они не могут из-за того, что их статус в семье ниже. Именно поэтому они начинают проявлять агрессию по-другому: драться на детских площадках, бить сверстников (в детском саду, в школе) и унижать воспитателей (учителей). Кстати, доказано, что подростки, которые устраивают в школе буллинг, обычно страдают от недостатка внимания в семье.

5. Крик ничем не лучше физического насилия

Конечно, если Вашему ребенку уже 13-14 лет, он может дать Вам отпор и ответить тем же, то есть накричать и уйти, хлопнув дверью. Но дети помладше не могут позволить себе так вести себя по отношению к взрослому. Выходит, что когда Вы кричите на ребенка, Вы автоматически становитесь абьюзером, ведь происходящее больше напоминает психологическое насилие над слабым, который не в силах себя защитить.

6. Крик физически вредит здоровью ребенка

Доказано, что ребенок, на которого все время кричат, обречен на проблемы со здоровьем. Американские ученые из Айовы сделали вывод, что грубость родителей ухудшает работу мозга, сердечно-сосудистой системы и даже может привести к ожирению. А исследование психиатров из Гарвардской медицинской школы (США) показало, что словесные оскорбления, унижения или упреки, сказанные мамой или папой в порыве гнева, могут значительно и надолго изменить структуру детского мозга.

7. Криком можно разрушить любовь

Дети все воспринимают буквально. И когда самый дорогой человек на свете на него кричит, малыш думает, мама или папа его больше не любят. И какие бы слова не были сказаны позже, ситуация запомнится на уровне подсознания. Это может привести к тому, что ребенок будет ощущать себя угнетенным и напуганным и станет во всем повиноваться, лишь бы только получить ту самую так не хватающую ему родительскую любовь.

Почему мы кричим?

Чаще всего причины две:

• мы истощены или испытываем стресс. А крик — одна из самых простых по энергозатратности реакций нашего организма;

• мы просто не умеем реагировать по-другому.

Как перестать кричать?

Дети, особенно маленькие, не умеют и не станут делать что-то назло. Взрослые, и тем более родители, для них авторитет и защита. При этом многие вещи, которые для взрослого тривиальны (завязывание шнурков, например), для них очень сложны. Вы тоже это когда-то проходили.

Когда ребёнок чем-то вас бесит, и Вы хотите на него накричать, вспомните:

- он делает это не из вредности, а потому что не может сделать лучше;

- от вашего крика он не начнёт действовать «взрослее» – наоборот, запаникует, расплачется и совсем утратит способность что-то делать (это называется «регрессия» – под воздействием стресса ребёнок как бы отступает в прошлое, «становится младше» в развитии).

Криком делу не поможешь. Хотите от ребёнка толковых действий – перестаньте кричать.

1. Определите самые частые ситуации, в которых вы кричите. Обычно это одинаковые, постоянно повторяющиеся ситуации. Например, дети играют, балуются или смотрят в потолок в то время, когда они должны быстро собраться в сад или школу. Подумайте вместе с ребёнком, как можно избегать таких ситуации. Или как выходить из них быстро и без крика.

2. Перестаньте копить эмоции до того момента, когда терпение лопнет и Вас прорвет. Анализируйте свои чувства прямо во время ситуации и сообщайте о них ребёнку. "Я сейчас очень злюсь", "Меня это раздражает", "Я чувствую, что скоро начну кричать". Если чувствуете, что сейчас прорвет, то дайте себе 5 минут на стабилизацию своего состояния. Выйдите в другую комнату, попейте воды.

3. Останавливайтесь в любой момент. Даже если уже начали кричать и вдруг поняли, что делаете что-то не то. Или начинайте кричать со смешным акцентом, если остановиться не получается.

4. Расскажите детям, что Вы хотите научиться решать проблемы без крика. Расскажите, из-за чего Вы кричите. Спросите ребёнка, как он считает, что нужно делать, чтобы и Вы не кричали, и результат был.

5. Любите себя и заботьтесь о своих душевных силах. Не допускайте такого сильного истощения, когда не можете контролировать свои реакции. Устраивайте себе отдых, разделите часть своих обязанностей с другими членами семьи.

6. Подумайте, что вызывает такую реакцию. Причиной может стать и эмоциональное выгорание родителей, и чувство вины, и страх перед осуждением окружающих. Какими бы ни были причины Вашего состояния, попробуйте разобраться в них  самостоятельно или же с помощью психотерапевта. За криком часто скрыты более глубокие переживания, и, возможно, уделив внимание своему душевному состоянию, вы облегчите жизнь и себе, и своим детям.

Не стоит думать, что мы можем научиться не кричать в один момент. Ведь эта модель поведения формировалась у нас годами. Так что потребуется время для выработки новой привычки.

Старайтесь и у Вас всё получится!

свернуть

Памятка для родителей «Воспитание без насилия»

Памятка для родителей

«Воспитание без насилия»

  1. Принимать своих детей такими, какие они есть, с их особенностями, достоинствами и недостатками, ценить их неповторимость и индивидуальность.
  2. В ежедневном общении чаще повторять ребенку о том,  что вы его очень любите, верите в его силы, делать это без вся­ких условностей. Не говорить, что вы будете любить его, если он будет чистить зубы, убирать свои вещи, игрушки и т.д. Помнить, что любовь родителей - это необходимое чувство на протяжении всей жизни, а в дошкольном возрасте оно особо значимо.
  3. Предоставлять своему ребенку столько свободы, сколь­ко считаете нужным. Не стараться опекать его по мелочам, да­вать советы и рекомендации по незначительным вопросам. Позволять ему почувствовать себя свободным, самостоятель­ным.
  4. Объединяться со своим ребенком для преодоления опре­деленных трудностей, подчеркивая его право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией его жизни.
  5. Чаще создавать дома ситуации для разговора «по душам», чтобы ребенок мог спокойно рассказать о своих проблемах.
  6. В сложной для малыша ситуации не усугублять ее свои­ми окриками, нравоучениями. Задавать себе вопросы: «Чем я могу помочь сейчас своему ребенку?», «Как я должен (должна) поступить, чтобы мой ребенок преодолел эту трудность?»
  7. Не наказывать детей в присутствии посторонних людей. Это унижает их достоинство, а боль и обида еще надолго оста­нутся в сердце. Все неприятные для родителей и ребенка разго­воры должны проходить наедине.     
  8. Не стараться сделать своего ребёнка похожим на себя. Он - не ваша собственность, он - другой человек, со своими желаниями и стремлениями.
  9. Не применять наказание в состоянии возбуждения, не срывать на детях свою усталость, злость после ссоры или кон­фликта на работе. Помнить о том, что они понимают неспра­ведливость вашего наказания.
  10. Быть последовательным в отношениях с детьми, не ста­вить свои требования в зависимость от настроения. Предъяв­лять ребенку четкие требования, разъяснять их, терпеливо по­вторять их при необходимости.
  11. Хвалить сына (дочь) за каждый хороший поступок, даже если он кажется незначительным. Это придает ему (ей) уверенность в своих действиях, формирует чувство самоува­жения.
  12. Защищать позицию своего ребенка, когда ущемляется его достоинство. Не винить ребенка за создавшуюся сложную экономи­ческую ситуацию в семье. Не применять физическое наказание, когда он испортил куртку, порвал брюки и т.д. ребенок будет бережнее относиться к вещам, если вы ему вежливо и спокойно объясните, каких трудов вам стоило их купить. В противном случае он будет назло портить свои вещи, досаждая агрессив­ным родителям.
свернуть

Меры наказания за совершения насилия семье, предусмотренные в Республике Беларусь в соответствии с законодательством

Меры наказания за совершения насилия семье,

предусмотренные в Республике Беларусь

в соответствии с законодательством

 

Против жизни и здоровья

- убийство (ст. 139 УК);

- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);

- умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);

- истязание (ст. 154 УК);

- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);

 

Против половой неприкосновенности или половой свободы

- изнасилование (ст. 166 УК);

- насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

 

Против личной свободы, чести и достоинства

- незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);

- угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);

- оскорбление (ст. 9.3 КоАП);

- мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).

 

На данный момент решение проблемы насилия в Республике Беларусь регулируется нормативно-правовыми документами:

- Конституция Республики Беларусь;

- Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.139, 147, 149, 154, 166, 167, 183, 186;)

- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9.1, 9.3, 17.1;)

- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1, 59, 66-1, 67;)

- Гражданский кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст.1, 17;)

- Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (ст.1, ст.28, ст.30).

 

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

 

Защитное предписание может запретить:

- предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье; посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;

- общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

- распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

 

Защитное предписание может предписать:

- временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.

 

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

 

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

 

Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких!

свернуть

Памятки для родителей: как уберечь детей от насилия

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;                                          
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции;
  • нежелательный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  • «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

свернуть

Региональная карта помощи пострадавшим от насилия

Меню раздела