Страничка руководителя физического воспитания

Памятка "Подвижные игры по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей"

Домашняя азбука физкультурных движений

Памятка "Домашняя азбука физкультурных движений"

Подготовил: руководитель физического воспитания Колышко Н.Э.

свернуть

Пешеходные прогулки, походы и экскурсии

В преддверии выходного дня нелегко бывает семье порой выбрать, чему посвятить свободное время. Взять рюкзак и отправиться в поход. Поиграть в бадминтон или мяч около дома? Конечно, выбор зависит от склонностей членов семьи. Однако нужно учитывать и пользу, которую приносят занятия физкультурой и спортом здоровью, особенно, когда речь идет об отпуске, к которому мы подходим, как правило, в утомленном состоянии.

 Перед отпуском часто отмечаются такие симптомы, как головная боль к концу рабочего дня, колебание артериального давления, сосудистые спазмы. Они исчезают через 10-15 дней активного отдыха.

 При изучении влияния разных видов отдыха на здоровье учеными было доказано, что самым эффективным оздоровительным видом является туризм, связанный с физической тренировкой на лоне природы. Оказалось, что туристический поход обеспечивает сочетание всех составных частей полноценного отдыха (физическая активность, смена впечатлений, познавательность, общение с новыми людьми, благотворно постоянное воздействие природных факторов).

 Поход, прогулка или экскурсия содействуют укреплению здоровья, физическому развитию и повышению общей работоспособности, воспитанию выносливости, ловкости и уверенности в своих силах. К походу нужно готовиться заранее. Большое значение имеет выбор маршрута будущего похода или экскурсии. Желательно, чтобы он проходил по живописным местам, в лесных массивах с чистым воздухом, вблизи водоемов. Во время похода овладевают основными туристическими навыками (преодоление естественных препятствии, переноска груза, установка палатки, разведение костра в установленных местах, приготовление пищи и т.д.)

 В теплое время года на прогулку и экскурсию можно отправляться в обычной легкой одежде, имея головной убор, предохраняющий от лучей солнца. В походы следует надевать специальную одежду (спортивный костюм и т.д.) Если во время похода предусмотрена ночевка, то берут палатки, спальные мешки, одеяла, теплую одежду. Желательно иметь смену белья, носко и обуви на случай ненастья и т.п. Особое внимание следует уделить подбору обуви: она должна быть удобной и разношенной (ботинки, кроссовки, кеды и т.д.).

Выходить в поход лучше всего с утра. Передвигаясь с небольшой скоростью, делать короткие остановки (на 1 час пути – 5-10 минут отдыха). После 2-3 часов пути можно принять второй завтрак (бутерброды, чай, яйца, овощи и т.д.). Большой привал делается днем, в 12-16 часов, в сухом затененном месте,

Идя в однодневный поход, с собой берут продукты (картошка, капуста, хлеб, сахар, соль, крупа, тушенка, сухофрукты, чай и т.д.)

Причем каждый турист должен иметь флягу, термос или бутылку с кипяченой водой или чаем. В семейном походе можно запастись одной емкостью на всех. Во время похода категорически запрещается пить сырую воду из неизвестных источников. Для приготовления пищи вода берется из проверенных источников и кипятится. Участникам похода понадобятся также котелки, ложки, кружки и другой инвентарь. У каждого должен быть свой рюкзак для переноски всех необходимых вещей. Обязательно снаряжается аптечка, куда входят нашатырный спирт, бинт, вата, пластырь, йод и другие медикаменты.

Передвигаться надо экономным, размашистым шагом со свободным движением рук. Во время передвижения родители должны следить за осанкой детей, Туловище и голову следует держать прямо, без напряжения, смотреть перед собой. Заканчивать однодневные походы нужно засветло, не позднее чем в 18-19 часов. Во время больших привалов приучайте детей к инициативности и самостоятельности. Не забудьте поиграть на поляне в мяч, бадминтон, подвижные игры.

 Свертывая туристский лагерь с места стоянки, проследите, чтобы весь мусор был собран, отходы закопаны, костер надежно потушен, залит водой и забросан землей, перед уходом проверьте наличие всего снаряжения. Возвращаться лучше другим путем, идти не спеша. Вернувшись домой, разобрав все снаряжение, полезно принять душ или ванну.

Примерный перечень туристского снаряжения: рюкзак, спальный мешок, котелки (2-3 шт.), кружка, ложка, миска, палатка, (если поход с ночевкой), перочинный нож, топор, термос, фонарь, клеенка, разливочная ложка, спички в полиэтиленовой упаковке, аптечка, штормовка.

Родителям нужно помнить, что продолжительность туристских походов, участие в которых принимают дети, скорость передвижения и тяжесть поклажи зависят от возраста детей. Так, для детей 5-6 лет путь в лес и обратно не должен превышать 5-6 км, рюкзак не должен весить больше 1 кг. При этом переходы рекомендуется совершать в утренние и вечерние часы, привалы устраивать в жаркое время дня с 12 до 16 часов. Малые привалы для детей 5-6 лет рекомендуется устраивать через каждые 500 метров.

Источник: М.И. Дедулевич «Сто тропинок, Сто дорог» Минск 2000г.

Подготовил: руководитель физического воспитания Колышко Н.Э.

свернуть

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки и укрепления мышц спины

«Фитбол – это здорово!»

Как зарождался фитбол?

С древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечений. В настоящее время мячи используются в медицине, спорте, педагогике для решения оздоровительных, образовательных задач. Мячи большого размера- фитболы. В переводе с английского «мяч для опоры». В 1955 году швейцарский врач физиотерапевт Сюзан Кляйн впервые применила фитболы с лечебной целью в занятиях с больными ДЦП. С 1996 года активно развивается новое современное направление- фитбол- гимнастика, фитбол- аэробика. Они дают уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма.   Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Занятия фитбол-гимнастикой вызывает большой интерес не только у взрослых, но и у детей. Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение, многообразие движений создает положительный эмоциональный настрой.  Занятия уникальны по своему физиологическому воздействию на организм.

Воздействие фитбола на организм

  1. Вибрация при выполнении упражнений на мяче благоприятно воздействует на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции нарушений осанки.
  2. Способствует лучшему оттоку лимфы и венозной крови.
  3. Увеличивает сократительную способность мышц талии, пресса и поясницы.
  4. Усиливает перистальтику кишечника, функцию желудка, печени,
  5. Активизирует обмен веществ.
  6. Улучшает работу сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма.
  7. Упражнения сидя на мяче, тренируют мышцы тазового дна, что приводит к излечению энуреза, опущению почек.
  8. Тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей.

Предлагаю вам комплекс упражнений  с фитболом для занятий дома.

  1. «Веточка». Сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол. Выполнить наклоны вправо и влево, руки подняты вверх: «веточка качается», ладони обращены друг к другу.
  2. «Качели». Сидя на мяче, руки опущены вниз. Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем прокатываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а туловище одновременно с этими движениями наклонить вперед.
  3. «Клюем зернышки». Сидя на мяче, наклониться, достать до пола руками впереди, выпрямиться, руки в «крылышки».
  4. «Юла». Сидя на мяче, руки в стороны. Делать круговые движения тазом.
  5. «Рыбка». Лёжа на мяче на животе, делается упор разведёнными руками и ногами о пол, голова опущена в низ, затем руки и голова одновременно поднимаются.
  6. «Паук». Лёжа на мяче на животе, руки и ноги прямые, расставлены в стороны. Раскачивание вперёд, назад, без отрыва рук и ног от пола, голова при этом движется вверх-вниз.

Все упражнения подобраны на  укрепление мышечного корсета, увеличения подвижности позвоночника и суставов,  профилактики нарушения осанки, развития гибкости, тренировки вестибулярного аппарата.

Подготовил: руководитель по физическому воспитанию Колышко Н.Э.

свернуть

Почему надо заниматься утренней гимнастикой

Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, вовремя ложились спать и легко просыпались. Этого можно достигнуть лишь в том случае, если ребёнок ежедневно и систематически упражняется в выполнении определённых требований и таким образом приобретает ряд привычек, полезных для его здоровья, физического и умственного развития.

Привычки, приобретённые в раннем детстве, особенно ценны: большинство остаются на всю жизнь, становясь потребностью.

Наряду с наиболее известными гигиеническими привычками у детей с раннего возраста надо воспитывать привычку к физическим упражнениям. Воспитание такой привычки должно проводиться семьёй с помощью детского сада.

Ежедневная гимнастика должна стать у ребёнка такой же потребностью, как умывание, уборка постели, приём пищи в одни и те же часы.

Ценность утренней гимнастики заключается не только в том, что благодаря энергичным движениям создаётся бодрое настроение, и организм включается в работу после сна. Утренняя гимнастика является также важным средством оздоровления организма. Ежедневным выполнением упражнений укрепляется мускулатура, увеличивается подвижность суставов, развивается гибкость и сила. Гимнастические упражнения способствуют более глубокому вдоху и полному выдоху, приучают детей правильно дышать, развивают дыхательную систему. Упражнения в прыжках и беге укрепляют сердце и лёгкие, воспитывают выносливость и силу воли.

И, наконец, утренняя гимнастика способствует воспитанию у детей силы воли, упорства, настойчивости и дисциплинированности, приучает к аккуратности, сознательному выполнению долга. Катание на лыжах и купание в бассейне – всё это не требует от детей большого волевого усилия; подобные занятия доставляют им только удовольствие. Но другое дело, когда для занятия гимнастикой надо встать пораньше, побороть сон, стараться правильно выполнить упражнения и делать всё это ежедневно, без пропуска. Здесь уже нужна настойчивость, воля, дисциплинированность, а главное, ребёнку надо осознать, что выполнение гимнастики является его долгом.

Наши советы

  1. Старайтесь будить детей утром в одно и то же время, даже если это выходные. У ребёнка должен быть режим.
  2. Проводите утреннюю гимнастику и в выходные дни, чтобы ребёнок знал, что гимнастика нужна в первую очередь ему, а не воспитателям.
  3. Используйте художественное слово к зарядке:

Пусть летят к нам комнату

Все снежинки белые

Нам теперь не холодно,

Мы зарядку сделали.

Почему я не болею?

Почему я здоровею?

Потому что каждый день

Заниматься мне гимнастикой не лень.

  1. А также художественное слово после зарядки, чтобы ребёнок понимал необходимость утренней гимнастики:

После зарядки мы бодро и смело

Все приступаем за доброе дело.

Чтобы здоровье было в порядке.

Скажем все вместе:

Спасибо зарядке!

Занимайтесь утренней гимнастикой вместе с ребёнком с удовольствием и будьте здоровы!

 Подготовил: руководитель физического воспитания Н.Э. Колышко

свернуть

Спортивная форма на занятиях по физической культуре

Физкультурные занятия обязательно требуют соблюдение техники безопасности в спортзале. Спортивная форма на занятиях – это обязательное условие их проведения.
развернуть

Ребёнок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазить. Чтобы вашему ребёнку было удобно, необходимо приобрести: футболку, шорты, спортивную лёгкую обувь на резиновой подошве, носочки. Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в игровой комнате.

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты. Шорты тёмного цвета, должны быть не широкие, не ниже колен. Многие дети приходят на занятие в бриджах, это мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

3.Спортивная обувь. Она не должна скользить при выполнении упражнений, должна быть лёгкой и удобной для ребёнка. Тесная обувь, так же как и слишком свободная, вредна и даже может быть причиной  некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также  нарушает потоотделение и кровообращение. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе, нарушается походка. Родители помните, что плохо подобранная обувь является наибольшим злом для нежных стоп  вашего ребенка. Застежка. Стопа должна быть хорошо зафиксирована. Это уменьшает риск неправильной нагрузки на голеностоп, защищает от вывихов и ушибов. Хорошо подойдет обувь на липучке, но ее качество необходимо проверить дополнительно. Фиксация должна быть абсолютной.

4.Носочки. Носки лучше не слишком тёплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

Подготовил: руководитель физического воспитания Колышко Н.Э.

свернуть